Перейти к содержимому


Слушать радио trayodashi


Вопросы по Видьешвара Самхите


  • Please log in to reply
14 ответов в этой теме

#1
Rameshvar

Rameshvar

    Advanced Member

  • Verify
  • PipPipPip
  • 104 сообщений
  • LocationРоссия, Екатеринбург
Благодарю коллектив "Шивалоки" за перевод Видьешвара самхиты,
при чтении возникли несколько вопросов, прошу разъяснить эти моменты.

В главе 4 "Превосходство слушания, размышления и прославления",
во 2-й шлоке говорится:

Цитата

Брахма сказал:

Поклонение, повторение имён Владыки, [Его] качеств, зримого образа

и сущностной природы [созерцание]

Что означает "сущностной природы созерцание"?

В данной строке, как я понимаю, "сущностная природа" - это "nāmnāṁ"

Цитата

pūjā japeśa guṇa rūpa vilāsa nāmnāṁ


#2
Лиланагини

Лиланагини

    Администратор

  • Administrators
  • 4 090 сообщений
В данном стихе это слово "vilāsa".
Слово многозначное, может означать "свет, блеск, вид, наружность, проявление" и др.

...НАМАХ ШИВАЙАИ ЧА НАМАХ ШИВАЙА


#3
Rameshvar

Rameshvar

    Advanced Member

  • Verify
  • PipPipPip
  • 104 сообщений
  • LocationРоссия, Екатеринбург
Понял, ошибся я со словом.
Правда все равно не понятен смысл "Сущностной природы созерцание".
Пуджа, джапа имен Владыки, Его качеств, зримой формы и сущностной природы созерцание.
Созерцание зримой формы понятно - это созерцание садхаком мурти Шивы или лингама.
Созерцание качеств - тоже не совсем понятно.

#4
Лиланагини

Лиланагини

    Администратор

  • Administrators
  • 4 090 сообщений
Ну тут определенно перечисляются способы в порядке усложнения.
Что касается качеств, то можно найти перечисление Его качеств в, например, сахасранамах, и созерцать их.
С сущностной природой сложнее, конечно, ее еще постичь сначала надо. Но можно как следует посозерцать все качества, перечисленные в какой-нибудь сахасранаме (только без сладких интерпретаций а-ля христианство и добрый боженька), и потом после ее такого прочтения отблеск сущностной природы и увидится ;)

...НАМАХ ШИВАЙАИ ЧА НАМАХ ШИВАЙА


#5
Rameshvar

Rameshvar

    Advanced Member

  • Verify
  • PipPipPip
  • 104 сообщений
  • LocationРоссия, Екатеринбург

Просмотреть сообщениеЛиланагини (Пн, 27 Февраль 2017, 13:33):

С сущностной природой сложнее, конечно, ее еще постичь сначала надо. Но можно как следует посозерцать все качества, перечисленные в какой-нибудь сахасранаме (только без сладких интерпретаций а-ля христианство и добрый боженька), и потом после ее такого прочтения отблеск сущностной природы и увидится ;)
О, теперь понятней стало. Спасибо за разъяснения!

#6
Rameshvar

Rameshvar

    Advanced Member

  • Verify
  • PipPipPip
  • 104 сообщений
  • LocationРоссия, Екатеринбург
В этой же главе śambhormananaṁ провозглашается наилучшим методом из триады слушание-воспевание-размышление.
В данном случае хотелось уточнить, относится ли к śambhormananaṁ мысленное повторение имен Шивы, мысленное воспевание
стотр, бхаджанов, прославляющих Шамбху, и просто размышление о Нём в свободной форме?

Не верится, что метод может быть таким простым. Размышление доступно всегда, в любой
обстановке, в любое время.

#7
Лиланагини

Лиланагини

    Администратор

  • Administrators
  • 4 090 сообщений
Думаю, что все несколько сложнее, чем кажется. Размышление - вообще нечто другое, чем то, что обычно в голове у стандартных людей непрерывно происходит. Водоворот простейших стереотипов и цепочка неглубоких примитивных реакций - вряд ли то, что предполагается в данном случае. Скорее некое глубинное размышление без примеси оценочных суждений, своего рода сильное сосредоточение, постижение, "схватывание" разумом и умом отблесков Его сущности.
И, вероятно, мысленное воспевание имен и качеств проходит по категории "воспевание".

...НАМАХ ШИВАЙАИ ЧА НАМАХ ШИВАЙА


#8
Rameshvar

Rameshvar

    Advanced Member

  • Verify
  • PipPipPip
  • 104 сообщений
  • LocationРоссия, Екатеринбург

Просмотреть сообщениеЛиланагини (Пн, 27 Февраль 2017, 17:45):

Скорее некое глубинное размышление без примеси оценочных суждений, своего рода сильное сосредоточение, постижение, "схватывание" разумом и умом отблесков Его сущности.

Сильное сосредоточение, "схватывание", возможно, опирается на простое размышление и памятование. То есть, это та ступенька, от которой можно
оттолкнуться повыше, к "схватыванию". ИМХО

#9
Rameshvar

Rameshvar

    Advanced Member

  • Verify
  • PipPipPip
  • 104 сообщений
  • LocationРоссия, Екатеринбург

Просмотреть сообщениеЛиланагини (Пн, 27 Февраль 2017, 17:45):

Думаю, что все несколько сложнее, чем кажется. Размышление - вообще нечто другое, чем то, что обычно в голове у стандартных людей непрерывно происходит. Водоворот простейших стереотипов и цепочка неглубоких примитивных реакций - вряд ли то, что предполагается в данном случае.

Понял. А если, например, такая ситуация - человек повторяет, слушает, крутит в голове имена Бхагавана.
А потом вдруг - бац, и чувствует, что он не просто какие-то абстрактные слова талдычит в уме,
а обращается к реальной Личности. Как если бы вспоминал имена близкого человека, который
реально существует, которому можно позвонить, увидеться с ним.

#10
Лиланагини

Лиланагини

    Администратор

  • Administrators
  • 4 090 сообщений
Возможно, это качественный прорыв в сосредоточении, начало того самого размышления.

...НАМАХ ШИВАЙАИ ЧА НАМАХ ШИВАЙА


#11
Rameshvar

Rameshvar

    Advanced Member

  • Verify
  • PipPipPip
  • 104 сообщений
  • LocationРоссия, Екатеринбург

Просмотреть сообщениеЛиланагини (Пн, 27 Февраль 2017, 17:45):

И, вероятно, мысленное воспевание имен и качеств проходит по категории "воспевание".

Спасибо, интересно было Ваше мнение, как практика. Потому как написано - "размышление",
а не тут то было, до размышления еще добраться надо. И про "отблески" очень интересно сказали.

#12
Rameshvar

Rameshvar

    Advanced Member

  • Verify
  • PipPipPip
  • 104 сообщений
  • LocationРоссия, Екатеринбург
От каких факторов зависит продвижение в бхакти?
Милость Шивы, милость Наставника, собственные усилия - что первостепенно,
а что менее значительно?

#13
Лиланагини

Лиланагини

    Администратор

  • Administrators
  • 4 090 сообщений
Милость Шивы и Наставника первостепенны! Однако стоить помнить, что без собственных усилий они не обретаются, - такое вот дело :)

...НАМАХ ШИВАЙАИ ЧА НАМАХ ШИВАЙА


#14
Rameshvar

Rameshvar

    Advanced Member

  • Verify
  • PipPipPip
  • 104 сообщений
  • LocationРоссия, Екатеринбург
Каким образом на этом пути возможно отказаться от категорий "Я" и "Мое"?
Очевидно, что отказ от "Я" не означает безвольное пассивное существование амебы,
плывущей по течению, подстраивающейся под чужое мнение и желания.
Также внешнее отречение (раздал все имущество, ушел в горы) не означает
отказа от "Я" и "Мое", т.к. даже не имея ничего, "Я" будет порождать гордость
("Я" - образец отречения, "Мне" должно оказывать почтение. - Что опять суть "Я" и "Мое"
"Я" - самый отреченный).

Получается, что внешне этого никак нельзя достичь. Тогда, это должно придти в
результате садханы?... Или можно делать какие-то попытки отказаться (внутренне), но если это
попытки ума, то это воистину, смешная шутка - ум пытается отказаться от самого себя..

Это ведь про тех, кто отказался от "Я", говорится, что они не радуются почестям и не печалятся,
если их поносят, и относятся равно ко всем?

Сообщение изменено: Rameshvar (Сб, 04 Март 2017, 06:32)


#15
Лиланагини

Лиланагини

    Администратор

  • Administrators
  • 4 090 сообщений
Очень меткие наблюдения.
Концепция "Я" обозначает специфическую модель восприятия мироздания. В этом случае "я" отождествляется с такими вещами, которыми, строго говоря, не является. Для этой модели восприятия характерно ощущение себя как единственного "я" во всем мире, все остальное воспринимается как не обладающая "я" материя. Причем на умственном уровне человек может понимать, что это не так, даже искренне думать, что его восприятие вовсе не такое, но на глубинном полусознательном уровне он воспринимает себя и мир именно так.
Те, кто отошел от этой модели, могут вести себя в ответ на похвалу и порицание по-разному, но как минимум они четко понимают, что хвалят и ругают не столько их, сколько свои собственные представления о них и ожидания. Их ум развит до такой степени, что знает свое место и осознает собственную конечность и невозможность охватить все.

...НАМАХ ШИВАЙАИ ЧА НАМАХ ШИВАЙА





0 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых